При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Формулой 1n2c (n — набор хромосом, c — количество хроматид) описывается содержание генетической информации в клетке человека во время:
а — поздней телофазы митоза
б — метафазы мейоза II
в — поздней телофазы мейоза І
г — пресинтетического (G1) периода интерфазы
д — анафазы мейоза II у каждого полюса клетки
Определите растение по описанию его плода:
— сухой;
— односемянный;
— невскрывающийся;
— околоплодник деревянистый;
— семя лежит свободно.
Определите, какие утверждения относятся к половому размножению (I), а какие — к бесполому (II):
а — способствует приспосабливаемости организмов в изменяющихся условиях среды
б — одной из форм является почкование
в — участвуют две специализированные клетки — гаметы
г — примером может служить развитие нескольких зародышей (близнецов) из зиготы у животных и человека
Популяцию составляют:
На рисунке изображена общая схема действия одной из форм естественного отбора. Укажите пример действия этой формы отбора:
Объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации жизни, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
У человека наследственная гипоплазия (истончение) эмали зубов определяется доминантным геном, локализованным в Х-хромосоме. В одной семье дочь здорова, а сын унаследовал гипоплазию эмали зубов. Выберите утверждение, верное для их родителей:
В одной семье мальчик был неспособен загибать язык назад, как и его старшая сестра. Младшая сестра, родители и тетя со стороны отца могли это делать, а дядя со стороны матери — нет. Определите тип наследования этой способности:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Установите соответствие:
1. овод
2. краб
3. домовый паук
а) гермафродит
б) дыхание жаберное
в) глаза сложные фасеточные
г) имеется головогрудной панцирь
д) ходильных конечностей пять пар
е) органы выделения — мальпигиевы сосуды
Крыжовник и смородину можно размножить стеблевыми отводками. Такой способ размножения называется:
Вставьте пропущенное звено в схему, отражающую особенности строения органа слуха человека:
У человека слизистая оболочка носа:
Гликоген — это:
Представителем экологической группы птицы лесов является:
Для каждого из структурных элементов растительной клетки, обозначенных на рисунке буквами A—Г, подберите соответствующий признак:
1) состоит из хитина
2) может накапливать алкалоиды и танины
3) содержит в своем составе фибриллы целлюлозы
4) содержит хроматин и одно или несколько ядрышек
5) обеспечивает поглощение и преобразование энергии света в энергию химических связей
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
Женщине, имеющей резус-отрицательную кровь третьей группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) мужчина с третьей группой крови, резус-фактор не имеет значения
б) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антитела и
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антигены B и антитела
г) мать женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) женщина с резус-отрицательной кровью, содержащей антиген А и антитела
1) а, в; 2) б, д; 3) в, г; 4) только в.
Ответ:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) желудок
2) тонкая кишка
а) pH среды больше 7
б) пищеварительные железы вырабатывают слизь и пепсин
в) под действием широкого спектра ферментов расщепляются полимерные молекулы пищи
г) открываются протоки двух крупных желез, одна из которых является железой смешанной секреции
д) эпителий образует много ворсинок, которые увеличивают площадь поверхности для всасывания питательных веществ
1) 1абв; 2гд;
2) 1бгд; 2ав;
3) 1б; 2авгд;
4) 1аг; 2бвд.
Ответ:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Цис-Тир-Фен-Гли-Асн-Цис-Про-Арг-Гли.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ясень
2) рожь
3) очиток
4) вольвокс
5) сальвиния
6) подорожник
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Ответ:
Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей пресноводного полипа, гидру, аурелию и актинию, является... .
Ответ:
Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей щитня, паутинного клеща и муравья, является
Ответ:
Выберите два примера мутационной изменчивости:
1) получение нового сорта картофеля с увеличенным набором хромосом
2) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
3) изменение окраски шерсти кролика под влиянием различных температур
4) рождение ребенка с IV группой крови у родителей со II и III группами крови
5) появление цветков с лепестками розового цвета у ночной красавицы при скрещивании растений, имеющих красные и белые цветки
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток тысячелистника, содержащих разное количество хромосом:
1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Установите, какой этап эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждому из предложенных процессов:
А) формирование скелета
Б) образование бластопора
B) формирование бластоцели
Г) образование нервной трубки
Д) формирование однослойного зародыша
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто- и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Ответ:
Выберите два признака, которые являются общими для эвглены зеленой и хлореллы:
1) бесполое размножение
2) половой процесс - конъюгация
3) передвижение с помощью ресничек
4) являются эукариотическими организмами
5) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) цветовое зрение
2) наличие грудного киля
3) бесшовное срастание костей черепа
4) черепицеобразное расположение контурных перьев
5) дифференциация желудка на железистый и мускульный отделы
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведенные на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) тетерев;
2) голубь сизый;
3) лебедь-шипун;
4) воробей домовый.
Ответ:
В экосистеме консументы второго порядка запасают 2 · 105 кДж энергии. Сколько процентов от валовой первичной продукции запасается в виде чистой первичной продукции, если известно, что продуценты данной экосистемы поглощают 8 · 109 кДж солнечной энергии, а КПД фотосинтеза составляет 1%? Переход энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом 10 %.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах.
Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) кряква
2) голубь сизый
3) журавль серый
4) ласточка деревенская
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Ответ:
Укажите номера предложений текста, в которых допущены биологические ошибки:
(1)Мхи играют важную роль в регулировании водного режима экосистем, впитывая и удерживая большое количество воды. (2)Болота, на которых преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. (3)В жизненном цикле мхов доминирует половое поколение. (4)При этом гаметофит не способен существовать самостоятельно и питается за счет спорофита. (5)Для оплодотворения необходимо наличие воды. (6)Из зиготы вначале образуется протонема, а из нее развиваются одноклеточные органы полового размножения.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 14.
Ответ:
Заболевание человека, связанное с дефектом биосинтеза стероидов, наследуется как рецессивный признак. Одна из его форм определяется аутосомным геном, другая — сцеплена с Х-хромосомой. Определите вероятность (%) рождения здоровых детей в семье, где родители здоровы, при этом оба являются носителями гена этого заболевания (мать дигетерозиготная).
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток сердечника, содержащих разное количество хромосом:
1) 17; 2) 24; 3) 32; 4) 14; 5) 15; 6) 46; 7) 48; 8) 8.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида сердечника 16 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Укажите параметры популяции кабана, при которых рекомендуется выборочный отстрел особей:
1) уменьшение емкости среды;
2) низкая абсолютная рождаемость;
3) увеличение доступных запасов корма;
4) увеличение численности больных и ослабленных особей;
5) равномерное соотношение особей разного пола и разных возрастных групп.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.
Ответ:
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1 | спинномозговой ганглий |
2 | аксон вставочного нейрона |
3 | задние рога спинного мозга |
4 | аксон двигательного нейрона |
5 | аксон чувствительного нейрона |
6 | дендрит чувствительного нейрона |
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) осы и шмели развиваются без метаморфоза;
2) стрекозы, клопы, клещи относятся к классу Насекомые;
3) тело членистоногих покрыто хитинизированной кутикулой;
4) в отличие от скорпиона у паука-крестовика нет ядовитой железы;
5) у речного рака две пары усиков: длинные антенны и короткие антеннулы;
6) для скорпионов характерны клешневидная вторая пара ротовых конечностей (педипальп) и длинное сегментированное брюшко с жалом на конце.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ: